Не могут люди вечно быть живыми,
Но счастлив тот, чьё будут помнить имя.
        (Алишер Навои)

01-09-2012

Как в лучших домах Парижа

История томского водопровода.

Водопровод уже давно относится к одним из самых главных благ цивилизации. Он был еще в древнем Риме. Во второй половине XIX века водой из водопроводных кранов уже пользовались жители многих европейских городов. Томичам тоже хотелось жить, «как в лучших домах Лондона и Парижа».

В Томске, стоявшем на берегу двух рек - Ушайки и Томи, вполне оправдывалась поговорка: «у воды, да не напиться». С давних пор проблема снабжения томичей чистой питьевой водой была одна из самых острых. В 1817 году ее попытался решить прибывший в наш город из Санкт-Петербурга инженер X округа путей сообщения Гавриил Степанович Батеньков (будущий декабрист). У северного подножья Воскресенской горы били чистые подземные ключи. Батенькову пришла в голову идея отвести их воду по деревянным трубам в высохшее озеро, располагавшееся в районе современного Центрального рынка. К сожалению, осуществить этот проект не удалось.

Вместо водопровода томичи при помощи двух десятков каторжников смастерили рядом с родниками несколько закрытых деревянных резервуаров и три открытых бассейна. 1 октября 1817 года облагороженный источник был освящен в присутствии местного начальства во главе с губернатором Домианом Илличевским. Воду из бассейнов томичи черпали ведрами, а из резервуаров по деревянным трубам живительная влага подавалась в несколько водоразборных колодцев, располагавшихся неподалеку. Понятно, что напоить всех томских обывателей эти сооружения не могли, да и они постепенно пришли в негодность.

Идея постройки общегородского водопровода была вновь озвучена в сентябре 1879 года комиссией, созданной по инициативе Томской городской думы для выяснения причин загрязнения воды в Ушайке. Водопровод должен был не только снабжать чистой питьевой водой горожан, но и помогать при тушении пожаров. Гласные городской думы приняли это предложение к сведению, решив, прежде чем претворять его в жизнь, хорошенько осмыслить.

Спустя 2-3 года появился водопровод в строившемся Томском университете, но он был маломощным, питался водой из родников и нужды городского населения удовлетворить не мог.

В марте 1884 года по предложению гласного думы Набалова вопрос о постройке общегородского водопровода был реанимирован и вновь вынесен на обсуждение. Обсуждали его думцы, прямо скажем, неспешно до ноября следующего года, после чего опять решили создать комиссию. Давно уже подмечено, если нужно загубить дело - создайте комиссию по его реализации.

Прослышав об идее, витавшей в Томской городской думе, в 1886 году екатеринбургский купец З.И.Мицкевич предложил свои услуги по постройке водопровода, при условии отдачи ему в концессию всего водопроводного хозяйства на 35 лет. Думцы большинством голосов постановили отказать Мицкевичу, упрекнув его в желании нажиться на эксплуатации водопровода. Упрек весьма странный, на то он и купец, что бы думать о собственной прибыли. Интересно, что среди «слуг народных» нашелся один умник - М.Ф.Валгусов, усомнившейся в самой надобности приобщения томичей к благам цивилизации. Он заявил, что город триста лет жил без водопровода и дальше обойдется. Без водоснабжения город, конечно, обходился, но какой ценой? Всего за четыре года до этого в июньский зной чудовищный пожар уничтожил более трехсот домов в районе Заисточья. Маломощные конные пожарные команды против буйства пламени были зачастую бессильны.

Разумеется, дума на словах не собиралась забывать о жизненно важной проблеме. В Екатеринбург и Пермь, уже имевшие водопровод, был отправлен перенимать опыт гласный Ф.Я.Акулов. Вдобавок, думцы решили создать очередную комиссию, существовавшую, впрочем, на бумаге. В результате чрезвычайно актуальный для города вопрос опять заглох на четыре года.

В начале 1891 года стараниями гласного В.П.Картамышева водопроводный вопрос был опять выставлен на повестку дня, но вновь в думе нашлись «мудрые» люди, заявившие, что водопровод Томску не нужен, так как стоить он будет дорого, а пользоваться им будет «какая-нибудь тысяча человек». Поневоле возникает крамольная мысль, не обошлось ли здесь без влияния томских водовозов?

До появления городского водопровода обязанность снабжать водой томичей полностью лежала на плечах нескольких десятков местных водовозов. Их деятельность формально была строго регламентирована управой. Каждый имел свидетельство установленного образца, крашенную бочку с номером. Да вот беда, до водовозов у чиновников управы, как говорится, «руки не доходили», поэтому действенного контроля за перевозчиками воды не было, и те подчас чинили откровенные безобразия. Водой запасались не там, где было установлено, а где поближе, например, в устье Ушайки, где вода была особенно грязна.

Протесты местных обывателей были услышаны Томским полицмейстером Н.Н.Халтуриным, по предписанию которого управа наняла двух контролеров. Они несли дежурство на берегу Ушайки и отгоняли нечистоплотных водовозов.

В 1901 году после принятия городской думой постановления «О производстве водопроводного промысла в Томске» водовозные знаки получили 54 человека. Каждый из них мог при желании развезти до десятка сорокаведерных бочек. Но на деле редко кто доставлял заказчикам больше двух бочонков в день. Мало того, коварные водоснабженцы не раз тайком договаривались о повышении цены. Вода особенно дорожала во время распутицы и в праздничные дни.

Городская управа, видя это, попыталась сколотить муниципальную водовозную артель, чтобы конкуренцией сбить цену. Но, к сожалению, из этой затеи ничего не получилось.

Чем быстрее рос город, тем больше ухудшалось качество воды. В мае 1902 года в газете «Сибирский вестник» обеспокоенный корреспондент писал: «Житель благоустроенного города не может себе представить, что приходится пить обывателю Томска, на значительном пространстве покрытого навозом и разными другими отбросами и нечистотами. Весною, осенью томичи принуждены употреблять буквально настой навоза цвета средней густоты чая, и только в длинные суровые зимы томский обыватель может иметь счастье употреблять доброкачественную до известной степени воду».

Последствия преступной медлительности «слуг народа» из городской думы томичи ощутили в августе 1892 года, когда Томск посетила страшная эпидемия холеры, унесшая жизнь нескольких сотен людей. Причиной ее была грязная вода.

И только после вмешательства губернатора Ассинкрита Ассинкритовича Ломачевского водопроводный воз сдвинулся с мертвой точки. В 1899 году в Томске появилась уже четвертая по счету комиссия по разрешению этого вопроса в составе профессоров А.М.Зайцева, А.И.Судакова, Е.Е.Образцова, инженера В.С.Реутовского и механика А.А.Ющинского.

Поскольку дело это было новое и непростое, то на составление проекта, сметы и на поиск опытных подрядчиков ушло более трех лет. А деньги на столь амбициозный проект требовались по городским масштабам просто громадные – 570 тысяч рублей. Для сравнения: расходная часть бюджета Томска в 1903 году составила именно такую сумму. Понятно, что целый год держать на голодном пайке местных бюджетников, не строить школы и больницы было невозможно. Поэтому в марте 1901 года указом императора Николая II Томску разрешили провести водопроводный заем в полмиллиона рублей.

Среди десятка претендентов на право осчастливить томичей высокая комиссия отдала предпочтение московской строительной фирме «Общество механических заводов братьев Бромлей». Наконец, 7 августа (25 июля по старому стилю) 1903 года исторический договор между муниципалитетом и московскими строителями был подписан. По проекту, после ввода в строй, в день потребителям нужно было подавать до 300 тысяч ведер воды. Кроме того, в случае пожара водопроводная система должна была пропускать еще не менее 36 тысяч ведер.

Осенью 1903 года на берегу реки Томи (примерно в районе нынешнего коммунального моста) началась постройка водонасосной станции с фильтровальным отделением, оснащенным современными американскими фильтрами. На Белом озере возвели водонапорную башню, причем кирпич для этих сооружений возился из Москвы. Качество местных строительных материалов господ московских строителей почему-то не устроило. Весной 1904 года началась укладка труб, общая протяженность которых составила 34 километра. В разных частях города соорудили полтора десятка водоразборных будок. Из них конные водовозы доставляли живительную влагу в дома томичей. Самые богатые горожане могли договориться о непосредственном подводе труб в свои жилища, но в этом случае они должны были раскошелиться на солидный резервуар, рассчитанный на дневную норму потребления воды.

Несмотря на множество трудностей и задержек, строительство шло довольно быстро. В апреле 1904 года началась укладка стен машинного отделения и водонапорной башни. Через три месяца из Москвы прибыли водопроводные трубы, которые тут же стали укладывать в траншеи. Осенью были собраны паровые машины, насосы, фильтры и котлы. 31 марта 1905 года (13 апреля по новому стилю) началась пробная бесплатная подача воды из водоразборных будок.

Строившийся водопровод уничтожил монополию местных «поильцев» - водовозов. Не желая терять своих прибылей, они обратились в городскую думу с просьбой уменьшить стоимость забора воды из водоразборных будок с 15 копеек за 100 литров до 30 рублей в год. Дума на это не пошла ввиду того, что в процессе работы стоимость постройки возросла до суммы более чем в 700 тысяч рублей (немудрено, если учитывать в какую «копеечку» вылетела перевозка кирпичей и прочего из Москвы в Томск). Кроме того, гласные думы резонно рассудили, что: «на водопровод следует смотреть как на городское торговое предприятие и принимать все надлежащие меры к тому, чтобы это предприятие не только не давало убытку, но и приносило городской казне доход».

В марте 1906 года думская комиссия приняла водопровод в эксплуатацию. По контракту первые три года строители должны были отвечать за его бесперебойную работу. В конце 1908 года, устранив все недоделки, фирма «Братья Бромлей» передала свое творение городу, соорудив к тому же, на радость томичам, фонтан в городскому саду.

Со стороны подрядчика работами руководил Александр Флегонтович Громов. После их окончания он осел в нашем городе, став одним из крупнейших томских предпринимателей. На его деньги были построены электротеатр «Новый» (сейчас - здание ТЮЗа) и знаменитые Громовские бани по переулку Монастырскому (переулок Плеханова).

Водопроводные сооружения, построенные под руководством Александра Флегонтовича, функционировали без дополнительной реконструкции и капитального ремонта более двух десятков лет. В конце 1920-х годов был составлен проект расширения и модернизации водопроводных сооружений с установкой оборудования по хлорированию воды. Но реализации этих планов помешали административно-территориальные реформы 1925 и 1930 годов, в результате которых Томск потерял сначала статус губернского, а затем и окружного центра, став обычным райцентром Западно-Сибирского края. Наш город оказался на обочине индустриализации, деньги на нужды его коммунального хозяйства выделялись по остаточному принципу.

В 1941 году в Томск эвакуировали несколько десятков промышленных предприятий, и потребность в воде резко возросла. По мере сил и скудных средств в годы войны на водонасосной станции поменяли оборудование, что позволило значительно увеличить потребление речной воды.

Строительство нового водопровода началось в 1946 году. Полностью проблему водоснабжения удалось решить только с вводом в эксплуатацию в декабре 1973 года томского подземного водозабора.

Виктор Гахов

опубликовано в газете

«Красное знамя» 10 марта 2005 г.


Назад

Контакты

Адрес: 634009, г.Томск, пер.Карповский,13, офис 509, каб.1

E-mail: s-g-c@yandex.ru, sib-gen-centre@mail.ru

Телефоны: +7-960-975-69-82

Сайт: www.sibgencentre.ru

Томский католический костел.






   


Создание сайта - Топовая Студия