Не могут люди вечно быть живыми,
Но счастлив тот, чьё будут помнить имя.
        (Алишер Навои)

06-09-2012

Несчастливые томские биржи

«Несчастливые томские биржи». История биржевой торговли в Томске.

«Самое оживленное движение наблюдается в тупиках истории».

                                                                   Арнолд Тойнби.

 

 

 

Наш город Томск три века стоял на перепутье коммерческих маршрутов и поэтому славился своими купцами, торговцами и лавочниками. Где-то в середине XIX века у воротил местного бизнеса возникла идея создания в Томске биржи - для более успешного продвижения своих товаров как в губернии, так и за ее пределами.

Биржевая торговля к тому времени в России была развита слабо. В Сибири до конца позапрошлого века числилась всего одна биржа - Иркутская, да и она фактически бездействовала. Сибирские купцы не любили посредников, предпочитая реализовывать свои товары и изделия самостоятельно.

Но на рубеже веков биржевое дело сдвинулось с мертвой точки. В июне 1900 года император Николай II высочайшим указом утвердил устав Томской товарной биржи. Еще десять месяцев ушло на поиск подходящего здания и утряску мелких организационных проблем.

Зато открытие биржи прошло 28 (15) апреля 1901 года с помпой и размахом. Это мероприятие удостоили своим вниманием все первые лица губернии, включая губернатора князя Вяземского. Свое благословение томским коммерсантам дал сам епископ Томский Макарий. На первом заседании, прошедшем в здании мещанской управы (недавно снесенное здание магистрата по ул.Р.Люксембург, 2) избрали биржевой комитет во главе с председателем Иннокентием Евграфовичем Кухтериным - представителем крупнейшего томского купеческого клана. В своей приветственной речи губернатор с пафосом заявил, что открытие биржи «имеет громадное значение для торгового мира Сибири».

А вот это, как потом выяснилось, было явным преувеличением. Хотя поначалу в томское биржевое общество вступило около трехсот местных и иногородних предпринимателей, серьезной роли в торговой жизни города и губернии оно не играло. Все Дело в том, что состоять в биржевом обществе было престижно, ведь принимали в него только состоятельных бизнесменов, обладавших солидными капиталами и прочной репутацией. Но подавляющее число членов общества в нем только числилось, осуществляя свои коммерческие проекты самостоятельно. Крупные сделки проходили через биржу чрезвычайно редко. Возможно, операции с акциями и ценными бумагами шли бы более активно, но почему-то открывать фондовые отделы на сибирских биржах столичные власти не разрешали.

А тут еще и Транссибирская железная дорога обошла Томск стороной, из-за чего он стал быстро превращаться из крупнейшего транзитного центра в торговую провинцию. Нашим более везучим сибирским соседям-коммерсантам из Омска, Тюмени и Новониколаевска (современный Новосибирск) в этом отношении повезло гораздо больше. Их дела шли гораздо успешнее, поэтому и обороты местных бирж, созданных на несколько лет позже, были гораздо значительнее, чем у нашей. А томская биржа вот так скромно и незаметно и просуществовала до прихода в декабре 1919 года советской власти, которая ее тут же и закрыла.

Но как только утихли вихри гражданской войны, оказалось, что политика военного коммунизма с ее продразверсткой, экспроприациями и системой тотального принуждения в мирное время абсолютно неэффективна. Поэтому решение о приостановлении «красногвардейской атаки на капитал» и переходе к новой экономической политике (нэп), предусматривавшей определенную свободу частного предпринимательства и торговли, было абсолютно логичным и своевременным. Важным элементом новой экономической системы должна была стать товарная биржа, которая и была воссоздана в Томске в феврале 1922 года. В отличие от царских времен на ней должны были заключать торговые сделки прежде всего представители государственных и кооперативных предприятий. О возможности доступа на биржу частных предпринимателей развернулась жаркая полемика. Многим твердокаменным коммунистам эта идея, как, впрочем, и нэп в целом, были не по нутру. Один из таких ортодоксов высказался на страницах «Красного знамени» прямо и без обиняков: «Все частники - спекулянты, и говорить о честной частной инициативе не приходится». Но все же здравый смысл восторжествовал, и коммерсантам разрешили участвовать в торгах, правда, с оговорками и ограничениями.

Поначалу биржевая торговля шла активно, чему очень способствовало распоряжение Томского совета народного хозяйства о том, чтобы ни одна сделка между предприятиями не заключалась помимо биржи. Сообщения о предложениях, спросе на товары, о совершенных сделках постоянно печатались в главной городской газете «Красное знамя».

Однако уже в 1923 году обороты биржи заметно сократились, а еще через 2-3 года, в период свертывания нэпа, биржевая торговля и вовсе сошла на нет. В 1930 году все товарные биржи в Стране Советов были официально закрыты. Почти на шесть десятилетий.

Спустя 90 лет после создания первой томской биржи произошло её вторичное воскрешение. 23 августа 1991 года в помещении общественно-политического центра, по традиции того времени, устроили презентацию. И хотя на этот раз обошлось без оркестра, церковного благословения и торжественных здравиц, но, как и в начале века, томские коммерсанты были уверены в важности и значимости этого события для Томска.

Момент для открытия биржи был выбран удачно. До тихой кончины Советского Союза оставалось чуть более трех месяцев. Социалистическая система снабжения и распределения с ее Госснабом, Госпланом и фондами умирала на глазах. В период падения производства и тотального дефицита именно биржи могли помочь в устранении хаоса и неразберихи, царивших на товарном рынке. По аналогии с дореволюционной эпохой томские бизнесмены избрали биржевой совет со главе с предпринимателем Ю.Г.Поповым, который должен был регулировать деятельность более пятидесяти существовавших в тот момент в городе брокерских контор.

Но и на этот раз мечтам о процветании томской товарной биржи сбыться было не суждено. Тогда, в самом начале девяностых годов, реальной продукции на рынке было мало, а желающих погреть руки на её продаже хоть отбавляй. Да и шли в брокеры (а, говоря по-русски, в посредники между продавцом и покупателем) в основном неудачники, не сумевшие реализовать себя в предыдущей деятельности, или молодые люди, но имевшие делового опыта и не успевшие обрасти нужными связями. Поэтому почти нее посреднические конторы, пользуясь модным выражением тех лет. «гоняли воздух». Сделок заключалось много, особой популярностью пользовались лес и полипропилен с Томского нефтехимического комбината. Но после их оформления мнимый продавец обычно бежал искать товар, а мнимый покупатель -деньги. Реальное воплощение получали всего несколько процентов заключенных договоров.

Как в старые добрые купеческие времена, отечественные производители, а также импортеры стремились находить платежеспособных покупателей самостоятельно, при этом алчные посредники безжалостно отметались.

В 1992-1993 годах, по мере наполнения рынка товарами, нужда в брокерских конторах и товарных биржах постепенно отпала, и они начали тихо умирать. Томская биржа исключением не стала.

Виктор Гахов

опубликовано в газете

«Красное знамя» 01 февраля 2002г. с.13


Назад

Контакты

Адрес: 634009, г.Томск, пер.Карповский,13, офис 509, каб.1

E-mail: s-g-c@yandex.ru, sib-gen-centre@mail.ru

Телефоны: +7-960-975-69-82

Сайт: www.sibgencentre.ru

Томский католический костел.






   


Создание сайта - Топовая Студия