Не могут люди вечно быть живыми,
Но счастлив тот, чьё будут помнить имя.
        (Алишер Навои)

10-09-2012

Благое дело

«Не пожертвовать на благое дело считалось неприличным».

История Томского благотворительного общества.

 

В бурный век рыночных реформ происходит очень быстрое расслоение людей на богатых, бедных и очень бедных. Количество нищих и безумных за последние 10 лет у нас возросло во много раз. Конечно, государство в меру сил пытается как-то помочь людям, выброшенным на обочину жизни, однако из-за известных экономических проблем в одиночку, без поддержки и коммерческих структур, и состоятельных граждан решить эту проблему оно не в состоянии.

И надо сказать, что благотворительность сейчас в моде. Однако иногда она принимает весьма странные формы. Очень часто те, кто дают рачительные суммы в помощь нуждающимся или тем самым замаливают свои прошлые грехи (например, бывшие уголовники), или делают это в чисто рекламных целях (особенно перед выборами). До революции, конечно, такие тоже были, но они составляли явное меньшинство.

Вообще благотворительность в нашем городе имеет давние традиции. Первое подобное учреждение появилось в Томске еще в 1805 году. Это была богадельня для больных и престарелых чиновников, солдат и вдов, где на полном государственном обеспечении жили 34 человека. После этого стали возникать и другие богадельни, а также детские приюты, ночлежные дома и прочие богоугодные заведения, содержавшиеся в основном на средства известных томских купцов-меценатов И.Д.Асташева, Е.Н.Королева, Ф.Х.Пушникова и других.

А 6 апреля 1886 года начало свою деятельность Томское благотворительное общество - одно из старейших томских частных благотворительных организаций, - членами которого были самые известные и уважаемые люди: П.И.Макушин - знаменитый томский предприниматель, общественный деятель, П.В.Михайлов - крупный купец и городской голова, упомянутый уже Е.Н.Королев и другие.

Цели, продекларированные в программе этого общества, были самыми благородными: борьба с нищенством, выделение бесплатного питания нуждающимся, помощь в воспитании сирот. И надо сказать, что они не остались пустыми обещаниями. Самым ценным в работе общества было то, что помощь, которую его члены оказывали страждущим, всегда была конкретной - адресной, как у нас сейчас говорится.

Подчас эта помощь была весьма скромной, но для нищих и бездомных даже эта небольшая поддержка была весьма ощутима. И, главное, для людей, выброшенных на дно жизни, важно было показать, что они не одиноки в своей беде и что есть добрые люди, которые помогут им в трудную минуту. Для того, чтобы сделать работу благотворительного общества максимально эффективной, весь город был разбит на отдельные участки, заведование которыми поручили попечителям, в чьи обязанности входило выявление лиц, которые остро нуждались в помощи, но по каким-то причинам стеснялись ее попросить.

По мере становления общества оно постепенно переходило от помощи отдельным людям к созданию специальных закрытых заведений, в которых на полном содержании безбедно жили уже десятки людей. К числу таких заведений относились богадельня, открытая в 1887 году на средства Пушникова, ночлежный дом с дешевой столовой, содержавшийся за счет томского купца Алексея Кухтерина. В нем каждый оставшийся без жилья человек за символическую плату 5 копеек в день мог получить крышу над головой и приличную еду. Кроме того, на средства благодетеля, пожелавшего остаться неизвестным, был открыт детский приют, в котором 30 девочек не только получали все необходимое для жизни, но и обучались шитью. А ведь сумма, подаренная этим скромным человеком, была по тем временам очень солидной - 39 тысяч рублей. Не правда ли, это хороший пример для некоторых современных бизнесменов и политиков, дающих деньги на благотворительность исключительно ради дешевой популярности?

В дни больших праздников для городской бедноты устраивались бесплатные концерты, театральные представления и обеды. Однажды П.В. Михайлов пожертвовал для них более трех тонн собственной муки. Среди состоятельных господ периодически проводился сбор средств, и не пожертвовать на благие дела считалось просто неприличным. Помимо этого, для пополнения бюджета благотворительного общества периодически организовывались лотереи и платные маскарады, и вообще в поиске средств для помощи страждущим члены общества проявляли завидную изобретательность.

И весь этот годами накопленный опыт особенно важен сейчас, когда мы мучительно пытаемся восстановить лучшие традиции российского дворянства и купечества - открытость к чужой боли и горю, искреннее стремление помочь более слабому, щедрость и бескорыстие в творении добрых дел. А для этого современным благодетелям не надо придумывать ничего нового, нужно просто внимательно изучить опыт предыдущих поколений.

 

Виктор Гахов

опубликовано в газете

«Красное знамя» 22 мая 2001 г. с. 4.

 

 


Назад

Контакты

Адрес: 634009, г.Томск, пер.Карповский,13, офис 509, каб.1

E-mail: s-g-c@yandex.ru, sib-gen-centre@mail.ru

Телефоны: +7-960-975-69-82

Сайт: www.sibgencentre.ru

Томский католический костел.






   


Создание сайта - Топовая Студия