Не могут люди вечно быть живыми,
Но счастлив тот, чьё будут помнить имя.
        (Алишер Навои)

19-08-2012

Бархатная революция в Томске

Как томичи встретили Февральскую революцию 1917 года.

В истории человечества революции, как правило, несли с собой кровь, насилие и разрушения. Но из этого правила иногда бывали исключения. Такие мирные бескровные революции обычно называют «бархатными». Февральская революция, случившаяся в России в 1917 году, как раз из их числа.

Заурядный женский бунт в хлебных очередях Петрограда обернулся крушением устоев, казалось бы, незыблемой монархии. Всего за несколько дней от императора Николая II отвернулись почти все. 2 марта 1917 года (15 марта по новому стилю) ему ничего не оставалось, как отречься от престола и передать власть Временному правительству. В России началась новая эпоха. И в столице, и в провинции революцию встретили на ура. Томск не был исключением.

Вплоть до 2 марта новости о потрясениях в Петрограде приходили в Томск окольными путями, порождая массу слухов и кривотолков. В местных газетах об этом говорилось очень скупо и туманно, действовала цензура, а телеграммы из столицы властями не разглашались. Весть о победе революции, ставшая известной большинству горожан утром 3 марта, вызвала восторг и ликование у большей части томичей. В центре города сразу стали собираться многочисленные митинги в поддержку Временного правительства, которое незамедлительно признали и все воинские части томского гарнизона. Даже томский епископ направил в столицу телеграмму о поддержке новой власти.

Все прежние властные структуры мгновенно оказались парализованными. Чтобы не допустить в Томске хаоса и анархии, члены городской Думы в экстренном порядке договорились учредить новый коалиционный орган местной власти - Временный комитет общественного порядка и безопасности, в который постепенно вошли представители различных партий, общественных организаций и учреждений города. Своей главной задачей комитет считал проведение в жизнь постановлений и директив Временного правительства. Только что избранный комитет приказал арестовать томского губернатора В.И.Дудинского и сам занял его губернаторский дом, переименовав его в Дом свободы (сейчас это Дом ученых на улице Советской). Параллельно с этим при томском гарнизоне был создан совет солдатских депутатов, который находился под контролем большевиков. Однако в первое время он имел гораздо меньшее влияние, чем комитет общественного порядка и безопасности. Все старые правоохранительные органы были вскоре распущены, вместо них создали студенческую и военную милицию, куда записывались буквально сотнями. А бывших жандармов решили отправить на фронт, ведь, несмотря на революцию, в России война с Германией и ее союзниками продолжалась.

Новые власти рьяно бросились наводить порядок и решать накопившиеся проблемы, главной из которых была продовольственная. Первое, что сделал комитет общественного порядка, - отменил карточки на хлеб и разрешил его свободную продажу. Но это дало лишь временный эффект. Цены на хлеб и другие продукты снизились незначительно. Тогда решили использовать истинно революционные методы. Милиция стала совершать рейды по церквям и домам состоятельных граждан с целью изъятия спрятанных там продуктовых запасов. Правда, эти набеги устраивались в основном по ложным анонимным доносам и пользы практически не давали. Заметно больший результат принесла борьба с самогоноварением, которое приняло чрезвычайно широкий размах. Всего за несколько дней в близлежащих деревнях было уничтожено более десятка подпольных водочных заводов.

В Томске установилась практически полная свобода слова, печати и собраний. Особой популярностью у митингующих пользовалась Новособорная площадь, переименованная 10 (23) марта в площадь Свободы. В книжных магазинах появились книги, запрещенные при прежнем режиме. Различные политические партии и национальные общества открыли в городе свои клубы, которые сразу привлекли большое число посетителей. От новых порядков пострадали только монархисты. Удивительно, но в защиту старого строя открыто не встал практически никто. Поэтому временный арест некоторых томских членов крупнейшей монархической организации России – «Союза русского народа», предпринятый по инициативе комитета общественного порядка и безопасности, был, пожалуй, излишним.

Во второй половине марта в Томск стали возвращаться политссыльные из нарымской ссылки. Здесь их встречали как героев. Для бывших узников устраивались концерты и приемы, а многие томичи, в том числе и самые известные в городе купцы, передавали им деньги для возвращения в европейскую часть России.

Воздух свободы весьма своеобразно повлиял на некоторых военнослужащих из частей, размещенных в Томске. Буквально в считанные дни значительная часть местного гарнизона фактически «разложилась». Жесткий воинский порядок был отменен, и в результате многие солдаты ходили по городу пьяными, а целые подразделения пропадали на улице Бочановской (так с 1900 по 1917 годы называлась улица Петропавловская), где в то время располагались публичные дома.

В городе царила полная эйфория. У всех была уверенность, что Россия наконец пробудилась ото сна, сбросила груз старых проблем. Еще немного и настанет эра благополучия и счастья. К сожалению, этот период всеобщего ликования длился совсем недолго. Вслед за весной 1917 года пришла осень, и в России случилась другая, гораздо более кровавая революция - Октябрьская. Впрочем, это уже тема для отдельного рассказа.

Виктор Гахов

опубликовано в газете

 «Красное знамя» 14 марта 2002г.


Назад

Контакты

Адрес: 634009, г.Томск, пер.Карповский,13, офис 509, каб.1

E-mail: s-g-c@yandex.ru, sib-gen-centre@mail.ru

Телефоны: +7-960-975-69-82

Сайт: www.sibgencentre.ru

Томский католический костел.






   


Создание сайта - Топовая Студия